тракат«Цель работы над собой — это создание света и воплощение Истины в каждой мысли и в каждом поступке. Создать свет означает рассеять тьму, освободиться от оккультизма и мистицизма. «Оккультный» означает «сокрытый», «закрытый от света» ; «мистический» означает «таинственный» ,»скрытый» (иногда эти слова означает и «сокровенный, доступный лишь посвящённым в тайну» закрытый от массового «потребителя» знания ибо имеющий особую силу и, соответственно, ответственность за их
применение ).

Древняя наука Тантра йоги предлагает доказанные временем методики концентрации энергии, техники, практиковавшиеся очень долгое время, и обещает медленную, но действительную эволюцию психической энергии. Основной из этих практик является тратак.

Слово тратак происходит от санскритского слова трут, «действие, вызывающее слезы». Тратак — это практика, которая использовалась для возбуждения энергетического поля головного мозга с целью концентрации всей ментальной энергии в одной точке, одном центре визуального внимания. Хотя в известной западной традиции использование тратака свелось к простой медитации на пламя свечи, концепция тратака охватывает гораздо более широкие области.

Любой источник зрительного раздражения, близкий или далекий, на который медитирующий может обратить, не мигая, свой взор — до тех пор, пока не выступят слезы, — может быть использован в качестве объекта для медитации. Тратак — это процесс создания состояния однонаправленности, когда внимание уравновешивается с помощью глаз.

Тратак

состоит из трех основных фаз: успокоение организма посредством регуляции дыхания; сосредоточение зрительного внимания па одном объекте или на одной точке до тех пор, пока не покажутся слезы; закрывание глаз и наблюдение объекта в той форме, в которой он виден на сетчатой оболочке глаза после созерцания действительного изображения: расслабление,
сосредоточение и медитация.
Расслабление — это процесс создания единого потока энергии через организм посредством регуляции цикла дыхания.
Сосредоточение — это процесс направления всей сознательной энергии нз один объект чувственного восприятия. Обращение органов чувств внутрь себя и раскрытие собственного Я для восприятия внутренних ощущений — это и есть практика медитации.

УМ И ЧУВСТВА

Чтобы понять смысл тратака, необходимо иметь ясный взгляд на природу самого ума и на потоки энергии, действующие в человеческом сознании. Йоги понимают ум как один их четырех атрибутов сознания: манас, буддхи, ахамкара и читта. Манас — это ум; буддхи — разум; эго есть ахамкара, бытие, сущность человека — читта.

Вес происходящее включено в континуум действий и взаимодействий. Органы чувств — это окна ума, манаса. Каждое сообщение из мира явлений проходит через эти окна и предлагается умом разуму, буддхи. Разум — это советник, хранящий все содержание прошлого опыта и определяющий все возможности, которые сулит будущее. Ему известны положительные и отрицательные аспекты всего того, что представляет ему на суд ум, и он работает всегда в трехмерном пространстве: прошлом, настоящем и будущем.

Как честный друг, буддхи направляет человеческий организм, оставаясь не привязанным ни к чему; это дружелюбный, но непредвзятый судья. Эго есть то, что идентифицирует и действует. Когда разум высказывает суждение, ахамкара действует на основе этих суждений: отвергает то, что неприемлемо, используя приемлемое.

Эго — это понятие о собственном «я», то, что создает чувство отделенности от других существ. Эго — это способность распространять сущность в мире явлений.

Читта - это ощущение Я, это основа бытия

Читта  — это ощущение Я, это основа бытия.

Все поступки эго отображаются на читта. Поступки, которые находятся в соответствии с этой сущностной, внутренней природой, дают ощущение блаженства. Иные же поступки дают ощущение страдания и неудовлетворенности. Читта стоит вне чувств, вне оценки и идентификации.

Энергия в форме света, звука, запаха, вкуса, осязательных ощущений достигает глаз, ушей, носа, вкусовых или осязательных рецепторов. Эта приходящая энергия возбуждает органы чувств, давая начало процессу, который заканчивается в мозгу. Эти входящие потоки вызывают заметные изменения в жизнедеятельности организма.

Чувственное восприятие возбуждает ум

Чувственное восприятие возбуждает ум, и копия первоначального воздействия передается разуму и эго, внутрь черепной коробки, внутрь тканей головного мозга. Энергия, расположенная вне организма, пронизывает мозг (грубое проявление ума) с помощью органов чувств и нервной системы, а затем проявляется в виде изменений сознания. Воспринимаемые события внешнего мира есть, в действительности, события внутри ума/мозга, направляемые внешним источником энергии.

Таким образом, к примеру, звук, слышимый человеком, не есть внешний звук, но лишь электромагнитные импульсы нервной системы, вибрирующей в резонанс с внешним звуком — вовсе не сам внешний раздражитель.

Человек вес время окружен объектами, стимулирующими чувства, а акт сосредоточения внимания на каком-либо одном источнике часто может быть совершен с очень большим трудом. Другие источники соревнуются в привлечении внимания с объектом сосредоточения. Посредством ума все эти рассеянные впечатления передаются непосредственно в сознание.

Разум регистрирует движение как неясное по происхождению и способное оказать неизвестное воздействие на организм

Человек сосредоточился на написании письма, но краем глаза он замечает мимолетное движение.Ум доставляет разуму результат чувственного восприятия. Разум регистрирует движение как неясное по происхождению и способное оказать неизвестное воздействие на организм. Эго, озабоченное наличием неизвестного, старается найти положительную идентификацию последнего и поворачивает голову и глаза в направлении источника движения. Человек видит, что это всего лишь ветер колеблет занавеску. Довольный и умиротворенный, он возвращается к письму.

В этой ординарной последовательности процессов отчетливо видны все четыре элемента. Ум сообщает разуму о неясном движении. Разум посылает эго сигнал о «неизвестном». Эго же, неудовлетворенное неопределенностью, пытается произвести идентификацию, побуждая двигаться тело. Чувство собственного «я» человека ощущает облегчение после того, как неясное явление было опознано .

От первоначальной задачи человек отвлекся на ряд дополнительных действий, и прежний ход его мыслей нарушился. Чтобы вернуться к письму, ему требуется некоторое время на размышление и припоминание, чтобы «собраться». Чувственное восприятие предоставляет разуму определенные образы для оценки, а затем они передаются эго для принятия каких-либо мер.

Разум — это функция сознания.

Разум — это функция сознания, которая просматривает содержание впечатлений чувств и ищет то, что можно было бы соотнести с прошлым опытом. Каждый из этих аспектов затем интегрируется в единое суждение, а на основании этого суждения эго совершает те или иные поступки. Эго привязано к объектам чувств и стремится приобрести для себя те, что были сочтены необходимыми для поддержания или расширения того, с чем оно себя отождествляет.

Сам акт оценки вместе со следующими за ним поступками — это процесс проекции сознательной энергии наружу в форме привязанности к чувственным объектам. Таким образом, феномен желания связан с истощением сознательной (психической) энергии.

Человек получает энергию из материального мира

Человек получает энергию из материального мира в форме, воспринимаемой органами чувств. Эта энергия затем проецируется обратно на материальный мир в форме желаний и привязанностей. Обычно этот поток энергии, текущий назад и вперед через врата ума, достигает равновесия — человек отдает столько же, сколько принимает.

Но чтобы достичь состояния медитации, чтобы сознательно работать над подъемом уровня бытия, человеку нужно возвысить уровень энергии, присутствующей в его собственном уме. Человек должен начать воспринимать мир без привязанностей,без суждений, без желаний. Для достижения такого состояния, нужно сначала сосредоточить энергию в организме. Такое состояние сосредоточения и есть необходимый предвестник медитации.

Тратак достигает такой однонаправленности ума сосредоточением внимания на пламени.

Тратак достигает такой однонаправленности ума сосредоточением внимания на пламени или на черном круге. После замедления и нормализации дыхания медитирующий смотрит на объект обоими глазами.
Тратак достигает такой однонаправленности ума первоначальным успокоением и гармонизацией дыхания, а затем — сосредоточением на одном источнике чувственного восприятия, на который следует пристально устремить свой взор — пока ум не освободится от всех внешних раздражителей.

Обычно используется пламя или черный круг, потому что любой из .этих объектов легко наблюдать, не делая никакой оценки, что позволяет медитирующему успокоить поток мыслей, часто начинающихся с восприятия чувствами объектов. Глаз, в свою очередь, фокусирует изображение на поверхности сетчатки, откуда оно проходит через зрительные нервы к затылочным долям мозга. Вся энергия фокусируется в одной точке, приходя и выходя. Образуется замкнутый контур.

Активация шишковидной железы

Когда появляются слезы, медитирующий закрывает глаза и наблюдает точку или пламя, как этот образ возникает на сетчатке — поверхности мозгового зрительного нерва. Глаза сводятся к одной внутренней точке, чуть выше центра надбровных дуг. Теперь глаза устремлены к сплетению (месту соединения) трех нервов, считающемуся наиболее важным в физиологии йоги. Это сплетение управляется шишковидной железой.

Шишковидная железа, расположенная в центре мозга между двумя полушариями — единственная железа в человеческом теле, воспринимающая свет. По этой причине в традиционной духовной литературе ее называют третьим глазом. Эта железа превращает энергию света в электромагнитные колебания, используемые для управления всей системой желез.

Шишковидная железа буквально питается светом

Шишковидная железа буквально питается светом; у человека, лишенного нормального доступа к свету, ее деятельность обычно слабеет к шестнадцати годам. Итак, свет — это пища для железы, и лишенный своего питания орган будет чахнуть. По этой причине верные традициям индийские семьи в течение сорока первых дней жизни ребенка постоянно держат над колыбелью новорожденного горящую масляную лампу
(заправленную маслом ГХИ(приготовленное особым образом масло, описание технологии приготовление есть далее в тексте.)).

И в то время, как большинство форм медитации строго запрещены для детей, тратак предписывается совершать с самых первых лет жизни. Йога давно осознала важность шишковидной железы, и поняла необходимость действий, направленных на сохранение работоспособности «самой важной железы» человеческого тела. К счастью, шишковидная железа никогда не истощается полностью.

Она всегда останется чувствительной к свету, а при соответствующей стимуляции может снова усилить свою работу. Посредством сосредоточения всей видимой части спектра в одном небольшом, но не слишком ярком источнике — таком, как пламя лампы, заправленной очищенным маслом, — свет и тепло через оптические нервы могут быть переданы шишковидной железе.

Постоянная практика тратака знаменует начало постепенного процесса самосовершенствования.

При восстановлении соответствующей функции железы — а это обычно невозможно без практики регулярного сосредоточения на источнике света — свет превращается в электрическую энергию и сознательно направляется от шишковидной железы к другим железам эндокринной системы: он пройдет через сплетение нервов в области лба, в том самом месте, куда обращены глаза во время медитации и при потере сознания.

Когда человек находится в полном сознании и ощущает поток энергии, проходящий через данное сплетение, он испытывает великое блаженство. Этот момент, когда энергия приводится под контроль сознания, был назван открытием третьего глаза.

С полным восстановлением функции шишковидной железы тело приходит в состояние равновесия.

Нервная энергия равно течет по обеим сторонам организма. Ни магнитный ни электрический поток не является доминирующим — ни магнитный, ни электрический. В этом состоянии открывается центральный
проход позвоночного столба и энергия начинает течь вверх по позвоночнику в мозг.

Именно этот порыв энергии и воспринимается как блаженство, состояние, которое медитирующий испытывал много раньше, тот опыт, который привлек его на путь самосовершенствования. Открытие шишковидной железы требует времени. То, что увядало годами, не может чудесным образом восстановиться за одну ночь. Тратак — это дисциплина йоги, требующая регулярных и настойчивых занятий.

Однако есть и немедленные эффекты: усиливается способность сосредоточения, увеличивается восприятие зрительных впечатлений, становится более сосредоточенным и спокойным ум — и приходит радость от сознания того, что наконец открыто средство развития сознания.

Сосредоточение на пламени открывает дверь к сосредоточению на одной точке, а все возможности — не что иное, как расширение одной единственной точки. Индийские писания говорят, что тот, кто регулярно практикует тратак, развивает способности интуиции и воображения. Прошлое, настоящее и будущее являются ему в состоянии равной чистоты, вне всех ограничений и привязанностей.

ПРАКТИКА ТРАТАКА

Сначала медитирующему нужно найти тихую часть дома, где он может проводить регулярные занятия. Для достижения цели необходимы регулярные упражнения. Медитирующий должен сидеть на шкуре (йоги предпочитают тигровую или оленью) (к сожаленю в те далёкие времена тигров и оленей было значительно больше чем Йогов,а партии Гринпис просто не существовало и , наконец, некоторые тигры просто весной сбрасывали и шкуру перед жилищем Йога — аскета ведь там было очень жарко!:), соломенной подстилке или шерстяном одеяле.

Это его асана (это слово и священная поза и священный атрибут беседы с Богом), предотвращающая разрядку электрической энергии тела в землю (сосредоточение направляет эту энергию к голове, и ее потеря препятствует медитации).  Асана должна использоваться только для медитации и ее нельзя менять день ото дня. Со временем объекты, которые используются в практике медитации, впитают энергии медитирующего.

Эти энергии помогают ему войти в медитативное состояние и поддерживать его. Также не следует позволять использовать, или даже трогать данную асану кому-либо другому — это может изменить ее энергетические вибрации.

тратакт
Необходимо всегда сидеть в позе, которая лучше всего подходит для человека — она является самой удобной, и приняв ее, человек менее всего отвлекается на различные физические ощущения. Йоги предпочитают сидха асану (при которой правая нога лежит поверх левой, а левая пятка помещается посередине между областью ануса и гениталиями, оказывая легкое давление на основание позвоночника, или же позу лотоса (со скрещен-ными ногами).(подробнее можно обратиться к разделу МЕДИТАТИВНЫХ поз в любом учебнике Йоги.)

Во всякое время позвоночник должен быть перпендикулярен полу

Во всякое время позвоночник должен быть перпендикулярен полу. Если ощущается дискомфорт, то можно сесть на подушечку, положив ее поверх асаны. Это должна быть хлопковая или шерстяная подушечка, но никак не синтетическая.(её тоже никому давать не стоит!:) Колени всегда должны касаться пола.

Теперь медитирующий закрывает свою правую ноздрю и на счет «раз» делает вдох, задерживает дыхание на четыре счета и выдыхает на два счета через левую ноздрю; затем меняет путь прохождения воздуха и вдыхает через правую ноздрю, закрыв левую. Эта процедура продолжается до тех пор, пока он не почувствует, что может одновременно дышать обеими ноздрями — процесс, создающий состояние равновесия дыхания и способствующий медитации .

Обычно при дыхании преобладает либо правая, либо левая ноздря. Когда поток воздуха уравновешивается, и человек начинает дышать равно обеими ноздрями, происходит уравновешивание энергетических потоков тела. В этом состоянии энергия может течь вверх, проходя к мозгу через сушумну, центральный проход позвоночного столба.

Медитирующий улыбается, глядя на пламя

Медитирующий зажигает лампу с гхи, расположенную на расстоянии одиннадцати дюймов напротив лица, на уровне глаз. Он делает пять глубоких вдохов, задерживает последний вдох — останавливая дыхание в ноздрях, но не блокируя при этом легкие. Это нужно делать так медленно, чтобы не был слышен звук дыхания. С полными легкими, медитирующий открывает глаза, улыбается (лучше улыбкой Джоконды — той фазой улыбки, когда она только проявилась и вот-вот раскроется полностью, как Солнце на рассвете.)
и смотрит, не мигая, в точку, расположенную в центре пламени — до тех пор, пока на глазах не выступят слезы.

Время, которое проходит до появления слез, может, особенно поначалу, выходить за пределы возможной задержки дыхания в легких. Если приходится дышать, то следует делать это так глубоко и медленно, чтобы не вызвать быстрых изменений давления воздуха в легких. Ни при каких обстоятельствах нельзя закрывать глаза — до тех пор, пока в обоих глазах не покажутся слезы. Медитирующий улыбается, глядя на пламя. Это расслабляет мышцы горла и челюстей.

Медитирующий может увидеть пламя как изображение

Когда появляются слезы, он закрывает глаза и обращает их ктретьему глазу, расположенному как раз над центром надбровных дуг; легкие при этом пусты. Теперь медитирующий может увидеть пламя как изображение на сетчатке в том месте, где сосредоточено его внимание. Пока остается этот образ, глаза следует держать закрытыми и обращенными вверх. Внутри изображения подчас можно различить определенные формы. Если это происходит, наблюдайте их без всякой привязанности, без стремления изменить или устранить их.

Когда изображение исчезает, медитирующий вдыхает и задерживает воздух в легких. Продолжая удерживать воздух, он массирует себе лицо; сначала он поглаживает его от третьего глаза вдоль бровей к вискам, затем переходит к основанию носа, захватывая по пути мышцы у основания глазниц. На том же самом вдохе медитирующий замыкает свои руки позади шеи и тянет ими вверх, к макушке, выпрямляя позвоночник. Наконец, на том же самом вдохе, он опускает руки к области сердца, левая рука сверху правой, ладони обращены к телу.

Теперь медитирующий выдыхает, полностью освобождаясь от воздуха, накопившегося в легких, и медитирует на свое сердце — так долго, как может не вдыхать. Когда происходит новый вдох, глаза его остаются закрыты (на протяжении пяти или более глубоких вдохов), это помогает нормализовать температуру тела.

Теперь тратак совершен.

Медитирующий открывает глаза в любом направлении кроме южного — предпочтительнее взглянуть на зеленое живое растение или на недавно сорванный цветок (лучше роза или сирень и лучше не сорванные:). Для сохранения эффекта медитации очень важно не видеть пламени в течение десяти минут. Так как сосредоточение внимания на пламени свечи повышает уровень тепловой и световой энергии в глазах, особую важность приобретает очищение и охлаждение глаз после тратака.

После того, как медитирующий откроет глаза, он должен промыть их розовой водой или же втянуть воду через ноздри, выплюнув затем через рот. Можно капнуть розовой водой в каждый глаз, а для вдыхания воды через ноздри использовать теплую, слегка подсоленную воду, добавив в нес немного гхи. И то, и другое охлаждает и очищает глаза.

После очищения глаз медитирующий спокойно садится в свою позу и закрывает глаза, переводя взгляд слева направо, справа налево, и вверх — вниз. Это снимает напряжение, возникающее от задержки мигания и приводит медитирующего в расслабленное состояние.

ВРЕМЯ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ

Для наибольшей пользы тратак следует практиковать ежедневно в одно и то же время. Лучшее время для практики тратака — время, синхронизирующее повседневную жизнь медитирующего с циклами планеты и космоса. Настроение планеты драматически меняется во время рассвета и на закате.

Это изменение, которое начинается примерно за 30 минут до того, как Солнце коснется горизонта, и продолжается примерно час, вызывает также заметные изменения в химическом составе крови. Когда Солнце касается линии горизонта, организм дышит сразу через обе ноздри. В этом состоянии энергия может течь вверх через сушумну, центральный проход позвоночного столба, к мозгу; это состояние достигается и чередованием ноздрей, как описывалось ранее.

Во время этого происходит уравновешивание химического баланса тела. Так как дышат обе ноздри, температура носовых полостей одинаковая. Температура обоих полушарий головного мозга также приходит в состояние равновесия, устанавливается состояние, в котором организм может поглощать энергию. Оба полушария теперь действуют синхронно. Это идеальное состояние для медитации.

Необходимо всегда готовиться к медитации

Медитирующий должен всегда использовать эти планетарные циклы и изменения потока энергии в своем собственном организме. Это позволяет жить в большей гармонии с естественным потоком жизни, и в этом причина, по которой медитация во время восхода и на закате Солнца так или иначе предписывается всеми мировыми религиями.

Необходимо всегда готовиться к медитации, омывая тело (предпочтительным является прохладный душ), облачаясь в чистую одежду, желательно свободную, сотканную из натуральных тканей. Это очищает тело и стимулирует поток энергии, текущий через организм. Открываются поры, и одежда не пропитывается запахом тела.

Тратак никогда не следует практиковать чаще, чем два раза в день.

Самым благоприятным временем для практики является восход Солнца. Во время восхода Солнца наблюдается небывалый подъем энергии. Растения и животные начинают свой новый день, освеженные и омолодившиеся. Упражнения во время заката также полезны, но не столь значимы.

Медитация в самый темный час ночи, средний между закатом и рассветом, упоминается индийскими писаниями как время для медитации тех, перед кем стоят неразрешимые проблемы. Тантристы говорят, что если практиковать тратак на протяжении 40 ночей подряд, то вы найдете ответ на свой вопрос. Весьма важны регулярность практики и выполнение тратака на восходе Солнца.

СОЗНАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Медитация на пламя лампы порождает состояние ума, известное, как сознание наблюдателя. Подразумевается наблюдение собственного Я, находящегося вне времени и возраста, той сущности, что не затрагивается всеми изменениями личности, всеми эмоциональными бурями, любыми изменениями хода мысли, всей совокупностью опыта.

Состояние наблюдателя есть то, что остается, когда исчезли весь общественный опыт и все наследственные черты. Остается лишь нечто общее, присущее всем людям. Именуемый в психологической литературе «коллективным бессознательным», наблюдатель пребывает в области третьего глаза. Йоги говорят, что те, кто сосредоточил свою сущность в этой области, получают доступ к хранилищу всего человеческого опыта — прошлого, настоящего и будущего.

Индивидуальное устройство личности иллюзорно.

Мысли меняются, эмоции приходят и уходят. Миллионы клеток тела погибают в период между двумя восходами Солнца — лишь для того, чтобы их заменили новые. Ничто в теле, уме, разуме или эго не может не испытывать тех или иных перемен. Однако мы видим также неразрывность бытия.

Отдельная личность — это миф, иллюзия, игра. Наблюдатель — это игрок. Отдельная личность — это капля; наблюдатель — это капля, погрузившаяся в море. Тратак позволяет игрушке стать игроком, постепенно убрать завесу иллюзии, скрывающую сущность бытия. Тратак сжигает миф об индивидуальной человеческой личности и восстанавливает контакт с Божественным, доводя его до уровня человеческого восприятия.

И в этом постепенном, но эффективном процессе игрок может обрести новое внутреннее видение и наблюдать динамику энергии своего собственного организма. Ключ к этому дает ежедневная практика сосредоточения на пламени. Обычно при созерцании пламени один глаз начинает наполняться слезами раньше другого.

Медитирующий должен всегда обращать внимание, в каком глазу слезы показались раньше.

Правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела, а левое полушарие управляет правой. Подобным образом левый глаз связан с правым полушарием (благодаря пересечению зрительных нервов) и наоборот.
Правая сторона тела управляется разумом, рассудком, созидательной (электрической) энергией. Левая сторона — эмоциональная, интуитивная, воспринимающая (магнитная).

Слезы в правом глазу означают, что человеком управляет разум, рассудок. Слезы в левом глазу показывают, что вверх одерживают эмоции. Одновременное появление слез в обоих глазах свидетельствует о достигнутом равновесии.

Изменения в том, какой глаз начинает слезиться первым, можно наблюдать каждый день. Это свидетельствует об изменениях, вызванных опытом прожитого дня. Таким образом, медитирующий может выяснить, какая деятельность лучше всего помогает ему в обретении баланса энергии.

Поскольку тратак работает над уравновешиванием энергии организма, по своей природе он является тантрическим. Тантра — это дисциплина йоги, работающая над достижением баланса энергий.

ДРУГИЕ ФОРМЫ ТРАТАКА

Йоги традиционно разделяют формы тратака на три вида. Первый — это аантар тратак, при котором медитирующий закрывает глаза и сосредоточивается на третьем глазе, сердце или пупке. Это также называется внутренним тратаком и является заключительной стадией процесса, описываемого в данной книге.
Второй вид — это мадхья, или средний тратак. Здесь медитирующий созерцает, не мигая, камень, металлический предмет, скульптуру, черную точку, санскритский знак Ом, кончик носа или пламя.
Третий вид — вахийа, внешний тратак, при котором объект сосредоточения отдален. В качестве такого объекта могут выступать Солнце, Луна, планеты, вершина дерева или башни.

Эти три вида практики составляют единую систему.

Во всех есть объект сосредоточения, который неподвижен по отношению к медитирующему и находится извне, снаружи него. Фор-мой вахийа тратака может являться практика, при которой рисунок или изображение располагаются на стене напротив обычного места человека — будь то дома или на работе.

Созерцание Солнца стоило зрения многим искателям.

Солнечное излучение может необратимо сжечь сетчатку. Тратак на Солнце никогда не следует практиковать без предварительных наставлений йога, долгое время занимающегося подобной практикой. Никогда не смотрите на Солнце пристально! Сетчатка горит очень быстро, намного быстрее, чем до ума дойдет сигнал об опасности.

Можно медитировать на рисунок, на дюймовый черный кружок, изображенный на ровном белом листе бумаги, или же проткнуть в центре такого круга булавочное отверстие и через него созерцать пламя. Но единственным способом, который дает возможность созерцания всего видимого диапазона света, в допустимых пределах интенсивности, не причиняя вреда организму, является тратак на пламя лампы, заправленной гхи.

Медитирующему следует всегда закрывать глаза, как только в них показались слезы, омывать их розовой водой (или промывать ноздри) и не смотреть на пламя в течение 10 минут по завершении процесса. Только тем, кто следует этим простым правилам, практика тратака может помочь продвинуться по пути самоосознания.

ЛАМПА, ЗАПРАВЛЕННАЯ ГХИ

Природа топлива, которое питает пламя во время медитации — составная часть практики тратака. В принципе, любой источник огня может давать пламя, однако характер этого пламени зависит от химических веществ, входящих в состав фитиля. Медитирующего можно назвать разумным, если он пользуется пламенем, химическая природа которого повысит его восприимчивость во время медитации.

Мозг получает химические вещества по мере того, как пламя обращает топливо в газ и пар, наполняющие помещение для медитации и попадающие в мозг медитирующего через ноздри. Большинство свечей делается из парафина. Когда медитирующий сжигает парафиновую свечу, он вдыхает пары продукта перегонки нефти, часть из которых попадает в мозг и влияет на работу его клеток.

Лампа, наполненная коровьим маслом

Тантристы утверждают, что лампа, наполненная коровьим маслом, очищенным посредством долгого нагревания, дает лучшее пламя; но кунжутовое и горчичное масла тоже могут подойти. Газы, вырабатываемые горящим гхи, дают мозгу более энергии и жизненной силы, чем какие-либо другие. Пары гхи способствуют притеканию потоков энергии к уму медитирующего, и таким образом помогают ему продвинуться по пути обретения блаженства. Йоги говорят также, что пары гхи обладают силой очищать помещение от радиоактивного излучения.

Гхи лучше всего горит в открытой лампе; фитиль следует делать заново каждый день из обычного хлопкового тампона, такого, который используется для обычных медицинских и косметических целей. В качестве основания лампы может подойти любой небольшой сосуд с невысоким выступом для расплавленного гхи (подойдет даже верхняя часть бутылки).

Как сделать фитиль.

Чтобы сделать фитиль, возьмите четвертую часть ватного тампона, легко вытяните его в направлении волокон. Взяв большим и указательным пальцами левой руки за середину ваты, немного растяните ее, а затем туго скрутите по часовой стрелке. Теперь поверните вату и повторите процесс, сделав два маленьких фитиля по обеим сторонам кусочка ваты. Теперь соедините обе части так, чтобы они оказались параллельны.

Быстро и крепко скрутите их друг с другом, на этот раз в направлении, прямо противоположном часовой стрелке. Теперь нужно немного расширить и разгладить основание фитиля, чтобы он не падал и стоял вертикально. Окуните основание фитиля в гхи, а когда масло поднимется вверх, зажгите. Поместите пламя на уровень глаз, на 11 дюймов от лица.

Как приготовить гхи.

Чтобы приготовить гхи, возьмите любое количество масла и растопите его на среднем огне. На поверхность поднимутся пузыри желтоватого оттенка, а внизу останется чистая жидкость. Удаляйте пузыри ложкой по мере всплывания. Эти составляющие, присутствующие в масле, портят его.

Когда пузыри перестанут появляться, медленно перелейте гхи в бутылку, сосуд или любой другой закрытый контейнер, не забыв оставить осадок пригоревших частиц на дне сосуда. Очищенное таким способом масло можно хранить на полке, им можно пользоваться при приготовлении пищи. Для процедуры тратака просто растапливайте ежедневно достаточное количество масла.

РЕЗЮМЕ: ДЕСЯТЬ СТАДИЙ ТРАТАКА

Тратак — это форма медитации, направленная на возвышение энергетического уровня сознания посредством сосредоточения внимания на источнике света или на точке. Наиболее благоприятным объектом для концентрации считается лампа, заправленная гхи. Этот процесс сосредоточения и медитации на свет можно разделить на 10 стадий:

  1.  Сядьте удобно на шерстяную ткань, шкуру или соломенную подстилку (асану) непосредственно перед восходом или закатом Солнца.
  2. Чередованием дыхания ноздрей или простым ожиданием естественного действия сушумны, добейтесь того, чтобы обе ноздри дышали одновременно.
  3. Задержите дыхание в легких, а потом, улыбаясь, созерцайте среднюю точку пламени лампы, заправленной гхи, стоящей на уровне глаз на расстоянии 11 дюймов от лица. По необходимости дышите, но всегда дышите глубоко, медленно, беззвучно.
  4. Когда покажутся слезы, выпустите воздух из легких и закройте глаза.
  5.  Устремите глаза в направлении «третьего глаза» и сосредоточьтесь на оставшемся на сетчатке изображении — до тех пор, пока оно не исчезнет. Дышите медленно и глубоко.
  6. Наполните легкие, задержите дыхание и помассируйте лицо. Начните поглаживания в области третьего глаза, затем вдоль надбровных дуг и к вискам, затем от основания носа опять к вискам.
  7. На том же самом вдохе сцепите пальцы сзади шеи и потяните их к макушке, чтобы разгрузить и вытянуть позвоночник.
  8. Выпустите воздух из легких, а руки опустите ладонями внутрь на область сердца, левую руку поверх правой. Медитируйте на сердце — до тех пор, пока легкие остаются пустыми.
  9. Возвратившись в первоначальное положение, сделайте пять глубоких вдохов и откройте глаза в любом направлении, кроме южного; посмотрите в течение нескольких секунд на цветок или зеленое растение. В течение 10 минут не смотрите на горящую лампу, заправленную гхи.
  10. Очистите глаза — каплей розовой воды в каждый глаз или же втянув воду через ноздри и выплюнув через рот. После очищения закройте глаза и переводите взгляд слева направо, справа налево, вверх — вниз.

Для желающих ПРОЗРЕТЬ, физически и заодно духовно:
В Йоге знание без его применения, мертво, если человек с западным мировоззрением прочтёт этот Трактат, скорее всего создастся ощущение близости Цели и возникнет расслабленность оттого, что секретные знания …вот они в кармане!:) Только действие, а лучше в компании единомышленников , а ещё лучше в присутствии Учителя дают РЕЗУЛЬТАТ.

По материалам Андрея Скрипка г.Минск

https://psypage.com/wp-content/uploads/2017/05/IMG_1629-1024x683.jpghttps://psypage.com/wp-content/uploads/2017/05/IMG_1629-150x150.jpgMisticОтражениеПрактикиmistik,рейки'Цель работы над собой - это создание света и воплощение Истины в каждой мысли и в каждом поступке. Создать свет означает рассеять тьму, освободиться от оккультизма и мистицизма. 'Оккультный' означает 'сокрытый', 'закрытый от света' ; 'мистический' означает 'таинственный' ,'скрытый' (иногда эти слова означает и 'сокровенный, доступный лишь посвящённым в...Сайт о жизни. Психология ,философия, эзотерика.